Логотип сайта





Навигация

Учитель-дефектолог

Современные родители мечтают видеть своего ребенка умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?
Считаю, что чтение – посильная задача для каждого родителя. Но как учитель-дефектолог хочу обратить ваше внимание на моменты, в которых возможны трудности. Существует несколько методик обучения чтению. Я остановлюсь на традиционной для большинства школ методике.
Представьте процесс чтения. Ребенок смотрит на известные ему буквы – их нужно сложить в слог. Если ребенок не умеет этого делать, слово так и останется для него отдельным набором букв или звуков.
Теперь представьте процесс письма. Ребенок произносит слово, которое собирается написать, – ему необходимо выделить первый звук и записать его буквой. Затем второй звук и так далее. Чтобы проверить написанное, придется снова синтезировать (слить воедино) все буквы в слово. Таким образом, упражнения и игры на разделение слов на слоги и звуки, а также игры на соединение звуков и слогов в слова очень важны. Эти упражнения должны предшествовать обучению чтению и регулярно проводиться во время занятий.
Ребенка надо учить различать и выделять звуки нашей речи. Хорошо развитый фонематический слух будет тем фундаментом, на котором строится в дальнейшем грамотное письмо и чтение. А вот недоразвитие умений звукового анализа приводит к ошибкам на письме и чтении.
В процессе обучения чтению дошкольник должен овладеть навыками звукового анализа:
● находить место звука в слове (начало, середина, конец слова);
● знать и различать понятия «звук» и «буква», «слог» и «звук», «слог» и «слово», «гласный звук» — «согласный звук», «твердый согласный» — «мягкий согласный», «звонкий согласный» — «глухой согласный»;
● уметь делить слово на слоги.
Начиная знакомить ребенка со звуками нашей речи, тренируйте его в выделении изучаемого звука из слова, нахождении положения заданного звука в слове, в выделении признаков этого звука (гласный/согласный). Когда ребенок освоит достаточное количество звуков и букв, нужно знакомить его уже и такими признаками, как звонкость-глухость, твердость-мягкость согласных.
Чтобы научить ребенка читать правильно, закрепляйте эти знания в игровых упражнениях. Вот некоторые из них:
● Хлопни, когда услышишь звук [А];
● Отбери картинки, в названиях которых звук [А] находится в начале слова (в конце слова, в середине слова);
● Игра «Гласный или согласный». Взрослый называет знакомые ребенку звуки нашей речи. Малыш поднимает карточку красного цвета, если услышит гласный звук, карточку синего цвета, если звук согласный.
● Игра «Наоборот». Взрослый называет твердый звук, ребенок должен назвать его мягкий аналог.
● «Слоговое лото». Ребенок раскладывает картинки в разные домики (одноэтажный, двух-, трех- или четырехэтажный) в зависимости от того, сколько слогов содержит слово (1, 2, 3, 4);
Знакомя ребенка со звуками, мы сразу же изучаем и букву, обозначающую этот звук. Сначала это простые гласные А, О, У, Ы, Э (так называемые гласные переднего ряда). Затем согласные, которые звучат протяжно, например М, Н, Х, С, В, З, Л. И сразу же учим ребенка сливать 2 звука в слог.
Звуки мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем.
Задания и вопросы
- Какой звук я произнесла? (Например, звук [а].)
- Это буква А, она обозначает произнесенный звук. На что похожа эта буква?
- Давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.
- Сколько и каких надо палочек для буквы А. Одинаковой длины или разной?
- Найди и покажи эту букву среди других.
- Зачеркни все буквы А.
И так со всеми буквами.

Какие ошибки при обучении чтению часто допускают родители?

Ошибкой будет называть букву не звуковым аналогом, а так, как ее называют в алфавите: [Бэ], [Вэ], [Ша] и т.п. В чем опасность? Почти всегда такое название буквы приводит к нарушениям звукового анализа на письме. Ребенок начинает читать и писать слово, подставляя не существующие в нем звуки (а на письме – буквы). Например, он будет читать вместо «МАМА» — «МЭАМЭА», вместо «ВОЛК» будет писать «ВЭОЛК» и т.п. Ведь для него буква М обозначает два звука [М] [Э], буква Л – это для него [Л] [Э], ведь он привык называть эту букву [ЛЭ]! И исправлять такие ошибки у читающих дошкольников и школьников гораздо сложнее, чем предотвратить в процессе обучения чтению и сразу правильно учить ребенка читать.

Поэтому, первое правило при обучении чтению: знакомя ребенка с БУКВОЙ, называйте так, как произносится ЗВУК: Б – [Б], а не [БЭ] Р — [Р]; а не [ЭР]; Ш — [Ш], а не [Ша] и т.д.

Ошибочно учить читать сначала буквы в слове отдельно, а потом уже повторять это слово по слогам или целиком. Такая привычка вредит навыкам чтения и очень помешает в школе.
Второе правило: чтобы научить ребенка читать правильно, необходимо сразу учить читать слоги СЛИТНО, как только ребенок запомнил несколько гласных букв, а не побуквенно. Например: из гласных [А], [У] сразу сложить слоги АУ, УА. Ни в коем случае не допускать чтения сначала по буквам: [А], [У] , а затем повторять уже слог [АУ]. Первую гласную можно тянуть, пока внимание ребенка обращено на следующую букву – таким образом слог не обрывается, а читается слитно [ААААААУУУУ]. Так же происходит и согласными: из букв А, М — [АМ], [МА]. И так далее. Данная ошибка при обучении чтению легко укореняется, а вот избавиться от нее ребенку без помощи логопеда бывает довольно трудно — авторитетно могу заявить, опираясь на собственную логопедическую практику. И третье. Внимательно выбирайте Букварь. Не все буквари одинаково хорошо служат цели обучения грамоте. Один букварь будет хорошим подспорьем, а другой — снизит мотивацию и внесет путаницу в процесс чтения. Поверхностный выбор букваря будет серьезной ошибкой при обучении чтению. Одним из важных признаков качественно сформированного умения читать является понимание прочитанного. Уже с первых занятий обращайте на это внимание. Просите ребенка повторить, не глядя в книжку, букву или слог, которые он прочитал. Когда ребенок начнет осваивать чтение слов, сделайте ваши занятия веселее. Нарисуйте несколько простых предметов и напишите несколько слов, им соответствующих. Попросите ребенка найти слово, подходящее к каждой картинке. Следуя этим нехитрым правилам, вы увидите, что ваш ребенок отлично справляется с чтением. Не забывайте и про письмо. Возможность написать слово на бумаге ребенку кажется чудом. Позвольте ему побыть волшебником. Пишите записки, пожелания, письма. Ошибки, которые дошкольник будет делать в словах, подскажут вам, над чем поработать. Если пропущены гласные, нужно поучиться разбивать слова на слоги, протяжно произносить гласные, чтобы ребенку лучше было их слышно. Если путаются похожие буквы, придумайте ассоциации, присмотритесь, не путает ли ваш ребенок правую и левую стороны. Если вы систематически занимаетесь с дошкольником чтением, но при этом сталкиваетесь со стойкими трудностями, посоветуйтесь с логопедом. Даже если у ребенка нет нарушения произношения, он может иметь серьезную речевую патологию, которая и отражается на обучении чтению.

Учимся говорить правильно:Перейти